Оклеветанная Жанна, или разоблачение "разоблачений"

Автор: Ольга Велейко     Категория: Книги

Скачать

В истории трудно найти более загадочную героиню, чем Жанна д’Арк. Здесь все тайна и мистификация, переходящая порой в откровенную фальсификацию. Начиная с имени, которым при жизни никто ее не называл, до гибели на костре, которая оспаривается серьезными исследователями. Есть даже сомнения насчет ее пола. Не сомневаемся мы лишь в том, что Жанна Дева действительно существовала. Все остальное ложь и вранье на службе у высокой политики. Словом, пример исторического пиара” [1].

Так лихо и эффектно начинаются очень многие современные публикации об Орлеанской Деве, выходящие под громким наименованием – “исторические исследования”. Их достаточно в русскоязычном Интернете, и хотя официальной наукой такие “сенсации” всерьез не воспринимаются, недооценивать их влияние на умы нельзя, поскольку они читаются, одобряются и распространяются многими. Клеветнические нападки на образ Жанны Девы можно назвать частным проявлением настоящей эпидемии дискредитации великих имен, которая в наше время распространяется по планете. Все эти “разоблачения” отличает общая черта – к гигантам в них приложены мерки пигмеев, великое низведено до уровня обывателей, карьеристов и интриганов.

Попыткой разобраться в этом явлении, проверить достоверность и обоснованность измышлений клеветников является представленная работа.

Часть 1. С чего все началось?

Началось все в первой половине XV века – яркой кометой пронеслась над истерзанной Столетней войной Францией феноменальная личность, в течение года переломившая ход истории. Исследователь, доктор наук, Ф.Ромм пишет: “Крестьянская девушка, получившая графский титул Лилий для себя и своей семьи – за беспрецедентные заслуги перед своей страной… Семнадцатилетняя главнокомандующая, создавшая сильную армию из нескольких мародёрских шаек, освободившая половину своей страны, разгромившая три регулярные английские армии за полтора месяца и переломившая ход одной из самых больших войн в мировой истории – благодаря использованию тех тактических приёмов, которые в двадцатом веке получили название “молниеносной войны”… Крестьянка, короновавшая короля и преданная им на муки и смерть… Католическая святая, оклеветанная и приговорённая к жестокой смерти католической церковью… Неграмотная пастушка, на протяжении трёх месяцев выдерживавшая натиск шестидесяти двух церковных схоластов и в отчаянных попытках спасти свою жизнь нашедшая ответы на теологические вопросы, считавшиеся тогда неразрешимыми… “Рекордсменка” как по числу имён и прозвищ, которыми её называют на разных языках, так и по числу посвящённых ей художественных произведений… Личность, которую иначе как легендарной не назовёшь – несмотря на то, что практически вся её биография известна чуть ли не с точностью до одного дня… ” [2].

Другой исследователь – В.Тропейко – пишет: “Именно ее появление на арене Истории вызвало небывалый патриотический подъем по всей Франции, неожиданно коренным образом изменив ход событий. Неудивительно, что для соотечественников Жанны происходящее казалось чудом – за несколько месяцев балансирующий над пропастью Карл VII получает обратно крепости и земли, которые победоносные англичане и бургундцы захватывали в течение многих лет, путем тяжелых осад и долгих компаний. В истории немного подобных примеров, и посему никто не может оспаривать ее почетного звания Освободительницы Франции”[3].

Однако, уже через сто с небольшим лет после гибели Жанны д`Арк среди благодарных потомков начинают появляться желающие опорочить каким-либо образом имя своей освободительницы. Так, в 1570 году Жирар дю Айан пишет работу “О состоянии дел Франции”, в которой повторяет слухи, распространенные среди англичан, о том, что Жанна якобы была любовницей либо Дюнуа, либо де Бодрикура, либо Потона. Впрочем, тогда эти слухи сразу были опровергнуты Франсуа де Белльфоре, проанализировавшего как материалы обвинительного, так и Оправдательного процессов.

Проходит еще двести лет, и “век Просвещения дополнил историю Жанны весьма враждебно настроенным произведением Вольтера “Орлеанская Дева”. Почти десять лет оно тайно будоражило лучшие умы, пока не вышло в свет в 1762 году его официальное издание. Впоследствии книга переиздавалась более шестидесяти раз, что свидетельствует о ее популярности. Вольтер изображает средние века как коррумпированную, варварскую, невежественную цивилизацию. Другие великие авторы писали о Жанне, не постигая ее натуры; они видели в ней лишь орудие политической игры. Даниэлю Поллюшу с великим трудом удалось возразить этим авторам”[4].

В начале XIX века Пьер Каз выдвигает фантастическую гипотезу о том, что Жанна д`Арк – побочная дочь супруги Карла VI Изабеллы Баварской. Этот момент можно считать рождением направления, которое сегодня принято называть “ревизионизмом биографии Жанны д`Арк”. В XX веке, как пишет Режин Перну, директор Центра Жанны д`Арк в Орлеане, “каждый год выходят в свет одно-два издания, объявляющие при поддержке широкой рекламы, что наконец-то обнаружены новые документы, позволяющие утверждать, что Жанна д’Арк не была сожжена, что она внебрачная дочь Изабеллы Баварской и Людовика Орлеанского, то есть сестра Карла VII. Безудержная фантазия толкает на инсинуации, согласно которым она совершила побег, а Кошон, Бедфорд, Варвик сделали все возможное, чтобы ее не сожгли и на костер возвели кого-то другого, и так далее и тому подобное… “Я, Жанна-послушание”, или “Жанна д’Арк и мандрагора”, или же “Секрет Жанны д’Арк, Орлеанской Девы” – все эти книги не отличаются оригинальностью и повторяют друг друга. Одни воспроизводят псевдодоказательства XVII и XVIII веков, другие – утверждения некоего Пьера Каза, супрефекта Бержерака, который скуки ради выпустил в свет в 1805 году книгу, в которой Жанна д’Арк впервые была объявлена незаконнорожденной дочерью Изабеллы Баварской”[4].

В середине XX века член французской Академии Истории Робер Амбелен публикует книгу “Драмы и секреты истории”, которую с восторгом начинают цитировать все любители скандальных разоблачений. Явление ревизионизма, характерное первоначально только для французских авторов, быстро стало распространяться, и сейчас уже в русской прессе можно найти немало материалов, где вовсю использованы теории “ревизионистов”. В этих материалах дискредитация образа Жанны происходит по всем направлениям, факты искажаются и подтасовываются таким образом, что руанский трибунал позеленел бы от зависти.

Попробуем суммировать эти нападки и разоблачить “разоблачения”, пользуясь историческими документами и простой человеческой логикой.

Часть 2 . Разоблачение “разоблачений”.

“Разоблачение” 1. Дворянский род д`Арков.

Уже сами имена так называемых “родителей” Орлеанской девы свидетельствуют о принадлежности их к дворянскому, а вовсе не, крестьянскому сословию (правда, как указывают документы, д’Арки были временно лишены прав состояния, что, впрочем, не лишало их привилегии носить родовой герб)“[5].

“У этого семейства еще до XV века был герб: “На лазоревом поле золотой лук и три скрещенные стрелы с наконечниками, две из которых окованы золотом и снабжены серебряным опереньем, а третья – из серебра с золотым опереньем, с серебряной главой, увенчанной червленым львом”.

В средневековой Франции подобные гербы у “землепашцев” – явно большая редкость”[6].

Как свидетельствует история, после снятия осады с Орлеана Карл VII в порыве благодарности за защиту “королевских лилий” жалует Жанне и всей ее семье дворянское звание, причем, чтобы особо отличить весь этот род, дает особую привилегию – женщины в роду д`Арков имеют право передавать дворянство своим мужьям, если те окажутся простого звания. Кроме этого, роду д`Арков (дю Лис, как отныне станут именоваться их потомки) был пожалован герб, в котором королевские лилии и корона соединяться с победоносным мечом Жанны. К этому гербу нам еще предстоит вернуться.

Возникает вопрос, на которых не дают ответа “разоблачители”: зачем королю понадобилось даровать дворянство и герб тем, у которых, якобы, все это уже имелось? “Этот выразительный герб <приписываемый ревизионистами д`Аркам> не существовал до пожалования дворянства и был придуман в более позднее время”[4].

Еще одним аргументом в пользу якобы знатного происхождения считают написание имени “д`Арк”, где апостроф указывает на принадлежность к дворянскому званию. Российский историк В.И.Райцес, который был консультантом Глеба Панфилова на съемках фильма “Начало”, посвященного Жанне д`Арк, глубочайшим образом исследовал этот вопрос в своей работе “Жанна д`Арк: факты, легенды, гипотезы”[7]. Р.Перну также подробно описывает происхождение апострофа в фамилии Жанны.

В XV веке вообще не знали апострофа и не отделяли при письме “благородные” частицы “де”, “дю” и “д”. “В XV веке никогда не ставили апостроф: Дальбрэ, Далансон или Долон писали в одно слово; лишь в современной орфографии раздельное написание указывает на происхождение из определенной местности или принадлежность к знати. Пишут герцог д’Алансон, герцог д’Арманьяк, но также Жан д’Олон, Жан д’Овернь, Гийом д’Этивэ, обозначая лишь место происхождения”[4]. “Современники Жанны писали ее фамилию слитно. Впрочем, они еще вообще не знали апострофа, который вошел в употребление лишь столетие спустя, в середине XVI в. Да и сами частицы “де”, “дю”, и “д’” вовсе не яв­лялись во времена Жанны обязательным признаком и при­вилегией дворянской фамилии. Они употреблялись в своем прямом значении предлога (”из”) и указывали, если речь шла о простолюдине, откуда этот человек родом. В инте­ресующем нас случае фамилия Дарк или д’Арк, которую, кстати сказать, до XVII в. произносили и писали по-раз­ному–и Дар (Dаre, Dart), и Тар (Таrt), и Дай (Dау), и Дeй (Dеу), — говорила лишь о том, что отец Жанны происходил из семьи, которая жила в некоем Арке — и не более того… Апост­роф в фамилии Жанны встречается впервые в изданной в 1576 г. “Истории осады Орлеана”, причем не в самом тексте хроники, где эта фамилия ни разу не упоминается, а в приложенных к нему стихотворении и “Уведомлении читателю”. Это вовсе не значило, что анонимный поэт и издатель видели в Жанне дворянку, ибо в самой хро­нике рассказывалось о ее крестьянском происхождении”[7].

В ходе процесса, подвергшего ее осуждению, как ведьму, Жанна с высокомерным презрением отвергла утверждения, будто она пасла домашний скот или работала по хозяйству”[6].

Процитируем протоколы допроса Жанны в Руане: “На вопрос, научилась ли она в юношеском возрасте какому-нибудь ремеслу, она сказала, что научилась шить полотняное платье и прясть и не уступает в этом деле любой руанской женщине”.

“…Она прибавила далее, что, пока была в доме отца, занималась домашними делами своей семьи и не ходила в поля с овцами и другими животными”. Это было записано 22 февраля, а 24 февраля, Жанна поясняет: “На вопрос, водила ли она стадо в поля, она сказала, что прежде уже ответила на это и что, после того как стала более взрослой и достигла зрелого возраста, обыкновенно не пасла стадо, но, несомненно, помогала гнать его на пастбища и в замок по названию Остров при угрозе нападения солдат; но она не помнит,

пасла ли она в юношеском возрасте стадо или нет”[8].

Таким образом, заявление о “высокомерном презрении” есть ни что иное, как ложь.

На этот счет существуют также свидетельства жителей Домреми, знавших Жанну в детстве. Вот, например, слова ее близкой подруги Манжеты: “Дом моего отца находился почти рядом с домом отца Жаннеты, и я хорошо знала Жаннету-Деву, потому что часто пряла вместе с ней и делала другую до­машнюю работу днем и по вечерам… Она работала с охотой, и у нее было много дел: она пряла, делала различную домашнюю работу, ходила на жатву, а иногда, в свой черед, пасла скот и при этом пряла”[7].

Конечно, Жак д`Арк, отец Жанны, не был “бедным землепашцем” в традиционном понимании этих слов. Он являлся одним из главных людей  в селе, имел 50 акров земли и в списках 1423 и 1427 года числился юридическим представителем  от Домреми. Известно также, что в 1419 году, объединившись с другими семействами, он арендовал для защиты укрепление Шато-д’Иль у Пьера де Бурлемона, одного из окрестных сеньоров. Однако, несомненно, что Жак д`Арк был крестьянином и получил дворянство только в 1429 году, благодаря подвигам своей дочери.

Метки: , ,




Случайные записи

Оставить комментарий